X
13.08.17 11:58

Когда исчезнут автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями?

Всё больше стран заявляют о возможности запрета автомобилей на ископаемом топливе. Но когда это может случится в реальности?
После недавних заявлений Франции и Великобритании запретить к 2040 году продажи бензиновых и дизельных машин перед нефтедобывающей промышленностью возникает вопрос: приведут электромобили к уменьшению спроса на нефть и упадка нефтяных компаний? В данной ситуации разбиралось издание Financial Times.

Так, на днях крупнейшие мировые нефтекомпании обнародовали финансовые отчеты за 2-й квартал, и показатели пока очень оптимистичные для них, хотя в долгосрочной перспективе уже появляются некоторые сомнения.

Прогноз падения мирового спроса на нефть к 2030 году (миллионов баррелей в сутки)

Исполнительный директор Royal Dutch Shell (нидерландско-британская нефтегазовая компания, 4-я по величине активов производственная компания в мире) Бен ван Берден не пытается скрыть будущие проблемы нефтяных гигантов. По его словам, сейчас они должны тщательно отсеивать, которые месторождения в дальнейшем развивать, причем выбирать только самые дешевые и самые конкурентоспособные.

«У нас должны быть проекты, которые останутся устойчивыми в условиях, когда спрос достигнет своего пика и начнет снижаться. Когда это будет - мы не знаем. Но это произойдет? Мы уверены», - сказал он.

Ван Берден считает, что падение спроса на нефть может наступить в конце 2020-х годов при активных сценариях развития электромобилей. Но для этого нужно «намного агрессивнее» политическое содействие правительств и активные инвестиции в аккумуляторные технологии.

Однако многие нефтяников считают, что переход займет больше времени. Так, ExxonMobil (американская компания, крупнейшая публичная нефтяная компания в мире, одна из крупнейших корпораций в мире по размеру рыночной капитализации) ожидает, что спрос на нефть будет расти и в 2040-е годы, хотя и замедлится.

Какой из этих сценариев окажется верным, будет определяться многими факторами, но на будущее нефти повлияют именно автомобили, пишет издание.

По данным Международного энергетического агентства, в 2015 году на автомобили приходилось 26% мирового спроса на нефть - это больше, чем на авиацию, судоходство и нефтехимию.

Поэтапный отказ Франции и Британии от дизельных и бензиновых авто в следующие 2 десятилетия стала импульсом - в первую очередь политическим - к большим переменам.
Кроме того, Volvo в прошлом месяце заявила, что с 2019 года все ее новые модели будут электрическими или гибридными. Tesla активизировала усилия по выводу на массовый рынок бюджетной Model 3 за 35 000 долларов.



Однако электрокарам повлиять на нефтяную промышленность будет непросто. Хотя спрос на сырую нефть упадет почти на 12% в период между 2015 и 2040 годами в развитых странах, ожидается, что в странах третьего мира спрос возрастет на 19%. Ближе к 2040-му году 60% всего спроса будет поступать из развивающихся стран.

Ван Берден, директор Shell, убежден, что двигатель внутреннего сгорания будет царить в странах третьего мира, где кол-во автомобилей растет.

«У нас все еще есть малоразвитые экономики, которые просто не могут выпускать электромобили, у них для этого нет ни инфраструктуры, ни богатства», - говорит он.


Боб Дадли, исполнительный директор British Petroleum (британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующая нефтегазовая компания в мире), отмечает, что, хотя развитие электромобилей «неизбежно», обычные машины будут продолжать доминировать еще многие десятилетия. 

«Мы прогнозируем, что к 2035 году на дорогах будет 100 миллионов электромобилей. Даже если бы вы удвоили это к 200 млн, в мире все равно будет 2 млрд обычных автомобилей», - говорит он.

Прогноз Дадли совпадает с прогнозом от Goldman Sachs (один из крупнейших в мире инвестиционных банков) за прошлый месяц, в котором предусмотрен рост электромобилей с 0,2% в 2016 году до 5% в 2030 году.

Прогноз увеличения продаж электрокаров к 2030 году (миллионов единиц в год)


Стабильными потребителями нефти останутся и грузовые и авиаперевозки, которые скоро удастся перевести на электричество. Нефтепродукты тоже будут неизменным источником спроса на нефть.

Однако некоторые аналитики считают такие суждения в корне неверными. В частности, развивающиеся страны, не будут препятствовать развитию электромобилей, а наоборот, дадут им мощный импульс, если Китай и Индия реализуют свои промышленные амбиции в выпуске аккумуляторов.

Китай уже сейчас стал крупнейшим в мире рынком электромобилей, а запуск в массовое производство аккумуляторов существенно снизил на них цены.

Эксперты прогнозируют «переломный момент» к началу 2020 года, когда электромобили сравняются в цене с обычными.


Такая расстановка сил ставит перед нефтяными компаниями дилемму: бросать все ресурсы на максимальное выжимание прибыли с умирающей нефтяной промышленности, или бросить все уже сейчас на фоне вкладывать средства в технологии, которые позволят перейти на возобновляемые источники энергии?

Среди нефтяных гигантов серьезно задумывается над вторым вариантом пока только Shell - компания решила ежегодно вкладывать 1 млрд долларов в альтернативную энергетику. Конечно, для $ 280-миллиардной компании это не так уж и много, однако Ван Берден отмечает, что компания в случае необходимости готова увеличить эти инвестиции.

Напомним, что крупнейшие немецкие автопроизводители подозреваются в дизельном сговоре. В нем подозреваются Volkswagen (включая Porsche и Audі), Daimler и BMW.

Как сообщалось, украинский рынок электрокаров увеличился в 3,4 раза. Самым популярным электрическим авто является Nissan Leaf (78% продаж). Также рост сети электрических заправок в наше стране происходит в большем объеме, чем на территории Польши. В Украине сейчас более 800 электрозаправок.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!
Вас может заинтересовать
Рекомендуем почитать
Стоит посмотреть

Комментарии

Зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.